Диагностика дошкольников методики

Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие. Читать бесплатно онлайн в электронном виде Единое окно Голосов: 5 В учебном пособии рассматриваются современные методы диагностики и коррекции психического развития детей в дошкольном возрасте. Представленный материал используется в рамках вузовского курса "Методы психологического обследования и коррекции когнитивной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста". Пособие предназначено студентам очного и заочного обучения по специализации "Психология развития и возрастная психология", аспирантам, практическим психологам, работающим в сфере образования и социальной защиты. В пособии приведены литературные источники для дополнительного изучения особенностей психического развития детей дошкольного возраста. Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра. Диагностика дошкольников методики картинки, формулы, графики отсутствуют. Лаврова МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Учебное пособие Челябинск Издательство ЮУрГУ 2005 ББК Ю98. Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и млад- шего школьного возраста: Учебное пособие. В учебном пособии рассматриваются современные методы диагностики и коррекции психического развития детей в дошкольном возрасте. Представленный материал используется в рамках вузовского курса «Методы психологического об- следования и коррекции когнитивной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста». Пособие предназначено диагностика дошкольников методики очного и заочного обучения по специали- зации «Психология развития и возрастная психология», аспирантам, практиче- ским психологам, работающим в сфере диагностика дошкольников методики и социальной защиты. Одобрено учебно-методической комиссией факультета психологии. Испытывая систематические трудности в учѐбе, дети теряют интерес сначала к «трудным» предметам, а затем и к школе в целом. Начальное отставание в учѐбе ведѐт к педагогической запущенности, трудновоспитуемости, школьной и соци- альной дезадаптации в подростковом возрасте. Своевременная психологическая и педагогическая помощь детям является не- обходимой предпосылкой их успешного диагностика дошкольников методики и воспитания. Многие пробле- мы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте. Доказано, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребѐнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в диагностика дошкольников методики торых случаях возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Наиболее эффективными для изучения диагностика дошкольников методики развития детей дошколь- ного возраста являются методики, разработанные отечественными учеными под руководством Стребелевой, которые позволяют более полно определить уро- вень развития ребенка и разработать эффективные коррекционно-развивающие мероприятия. Психологическая помощь ребенку в условиях образовательного учреждения предполагает также и овладение психологами практическими навыками и уме- ниями в области методов и техник игротерапии, арттерапии, конгруэнтной ком- муникации и других способов психологического воздействия с целью эффектив- ного преодоления трудностей развития ребенка, оптимизации его развития, фор- диагностика дошкольников методики зрелой гармоничной личности. АКТУАЛЬНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 1. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Сегодня по всей стране, в столичных городах и в провинциальных, прежде чем шести-семилетний дошкольник переступит порог 1-го класса, его предварительно подвергнут всевозможному тестированию, выявлению интеллектуального индекса, экзаменам, а уж после этого направят в лицей, гимназию, общеобразовательную шко- лу, класс коррекции или школу для умственно отсталых. Селиверстовой, большинство детей боятся и не хотят идти в школу. Проблема тестирования шестилетних детей диагностика дошкольников методики в точке пересечения трех диагностика дошкольников методики знаний: педагогики, психологии и психодиагностики. Однако по определению Если мы проанализируем ряд монографий как правило, коллективныхпо- священных проблемам диагностика дошкольников методики возраста, то, несмотря на ценные выводы и наблюдения, заметим, что педагогические ситуации, которые лежали в основе психологических опытов и экспериментов, отличаются искусственностью и, сле- довательно, выводы неприемлемы к практике. Асмолов считает, диагностика дошкольников методики в отношении к педагогике академическая психология и ныне испытывает комплекс собственной полноценности. Самый большой авторитет в области тестирования Анастази считает, что тесты не следует широко публиковать ни в целях описания, ни в целях использо- вания, так как это делает невалидным их последующее применение. Недопустимой публикацию тестов большими тиражами считает и солидное академическое издание «Общая психодиагностика» Под ред. Селиверстовой, которая не со- гласна с мнением Рогова, так как опасные лекарства все-таки выдаются по рецепту их применение в опасных для человека целях наказуемо по закону. Что же касается самих тестов, то и здесь сталкиваются взаимоисключающие позиции. Полемика вокруг тестов не утихает до сих пор, а началась она сразу же, как толь- ко первые шкалы Бине стали использоваться в массовой школе. Анастази отмечает, что тесты на IQ говорят только об успешности выпол- нения содержащегося в них набора заданий: «Ни один психологический тест не в состоянии измерить ничего, кроме пове- дения. Стоунс также высказывает сомнение относительно объективности тестовых методик: «Все начинается с представлений создателя теста, которые благодаря магии различных статистических манипуляций превращаются в самостоятельную сущность. Валидность — ахиллесова пята тестирования. Я не знаю никакого спо- соба, при котором валидность какого-либо теста устанавливалась бы раз и навсе- гда. Таким образом, сомнения касаются и сущности, и содержания, и результата тестов на интеллект. Сомнения увеличиваются, если мы обратимся диагностика дошкольников методики выяснению сущности предмета теста — интеллекта. Какой тип интеллекта, какую модель из- меряет или характеризует тест: Гилфорда или какую-либо другую? Вряд ли на диагностика дошкольников методики вопрос диагностика дошкольников методики однозначный ответ. Селиверстова, в отношении тестирования детей наука стал- кивается с еще большим количеством проблем, так для дошкольников вообще не пригодны групповые тесты, здесь требуется тонкая осторожная индивидуальная работа, сущность которой диагностика дошкольников методики процесс межличностного общения. Тестирование шестилеток требует особой обстановки, доверия, контакта. На результат тестирования оказывают влияние психические состояния ребенка, в первую очередь высокая степень тревожности. Анастази, пе- риод диагностика дошкольников методики не может быть продолжительным. Самое опасное в тестировании детей — это «жесткая, несгибаемая диагностика дошкольников методики неизменная классификация индивидов. По этой причине в 1964 г. Массовое тестирование неопытными людьми диагностика дошкольников методики опасным. Мировой педагогический опыт на про- тяжении XX столетия доказал, что массовое тестирование детей есть не что иное, как их социальная селекция. Селиверстова, в этом плане не в порядке оправдания, а лишь констатируя исторический факт, следует признать, что знаменитое поста- новление ЦК ВКП б от 1936 г. «О педологических извращениях в системе нар- компросов» было последовательным и логичным. Селиверстова: «А кто сегодня защитит детей из семей, в которых родители не могут полноценно диагностика дошкольников методики ребенка, тем более заплатить за престижную школу? Не наступаем ли мы вновь на те же историче- ские грабли, ибо социальные и диагностика дошкольников методики последствия повсеместно осуществ- ляемой сортировки детей достаточно легко предсказуемы? Психологический механизм распространившейся «моды» на отбор детей, как и ряда других педагогических методов, Стоуне объясняет склонностью людей, в том числе и педагогов, достигать удобных для себя целей и результатов как мож- но менее энергозатратным способом. Лишь немногие способны сознательно вы- бирать трудные пути. Следующей проблемой в настоящее время является подготовка детей к школе. Как всегда, спрос рождает предложение, поэтому особо следует сказать о той ли- тературе, которая посвящена подготовке детей к школе. Данная проблема имеет три аспекта: теоретический, методический, диагности- ческий. Диагностика дошкольников методики касается теоретических аспектов, диагностика дошкольников методики отражены в работах Реана, то диагностика дошкольников методики интересны в основ- ном специалистам и привлекают лишь немногих педагогов-исследователей. Зато множество сборников тренировочных задач и упражнений и особенно ди- агностических тестов пользуется неизменным спросом. Мы склонны поддержать точку зрения Селиверстовой о том, что эта ли- тература: 1 характеризуется конъюнктурностью, так как появляется в ответ на запрос рынка психолого-педагогических услуг; 2 диагностика дошкольников методики интеллектуальный компонент. Методические рекомендации, адресованные родителям, не достигают цели, так как предлагаемые упражнения и задания разнородны и бессистемны и требу- ют профессиональной компетентности. Учителя используют литературу в качестве дополнительного материла к про- цессу обучения, который они начинают с шестилетними детьми. Лишь немногие пособия обеспечены теоретической справкой и методическим обоснованием практических форм работы. Селиверстова констатирует, что никакие со- циальные потрясения не освобождают ученых, представляющих науку о детстве, диагностика дошкольников методики чувства долга и ответственности перед детьми. Стандартизированные тесты полезны при обследовании большо- го количества детей для того, чтобы результаты обследования доводить до сведе- ния политиков, чиновников и рядовых учителей. Но как часто показывает практи- ка трудные ученики, имея низкие школьные оценки, показывают по тестам высо- кие результаты. И как диагностика дошкольников методики Селиверстова, обычно это дети, у которых недостаток культуры есть основная причина неадекватности их национального и межличностного поведения. Зеньковский «Психология детства» глубоко и всесторонне показывает, что ребенок дошкольного возраста воспринимает мир иррационально, познает в первую очередь чувственно и лишь во вторую — интеллектуально. Абсолютизация интеллектуальной стороны личности ребенка ведет к явлению дидактогении, усиление которой все чаще констатируют социологи, а это в свою очередь ведет к увеличению неврозов, неразвитости эмоциональной сферы, инфантилизму. Дети не становятся в процессе обучения умнее, но стано- вятся бесчувственней, их поведение делается более деструктивным. Такой результат есть следствие чрезмерно рационализированной прагматич- ной педагогики. «Но развитие педагогического чувства — его кто изучает? А между тем практи- ческий воспитатель — это диагностика дошкольников методики три четверти чувства. Отличие педагогики, а следовательно, и психологии, которая является теоре- тическим фундаментом педагогики, от всех других наук в том, что ее непрелож- ные аксиомы требуют нового доказательства диагностика дошкольников методики каждом новом поколении детей, живущих в иных социально-экономических условиях. Лучшие представители психолого-педагогической науки умели разрешать противоречия между теорией и практикой в пользу человеколюбия, соединять пе- дагогику и психологию, поворачивая науки о ребенке лицом к самому ребенку. В настоящее время, как показывает Селиверстова, становится все более очевидным, что расчлененно-аналитический подход в рамках только естественно- научной парадигмы себя исчерпал. Целостный подход, общее развитие — вот куда должны быть устремлены усилия как ученых, так и практиков, и не порознь, а вместе, тогда период поступления ребенка в школу перестанет быть «критиче- ским», «кризисным», «опасным». Но чтобы это произошло, в изменении нуждает- ся сама философско-методологическая основа психодиагностики. Мы склонны поддержать мнение Селиверстовой, что стандартизированные методики, проективные тесты, критериально-ориентированные задания будут вполне уживаться друг с другом, если выдвинуть общую цель их использования: психологиче- ское благополучие ребенка, создание условий для его достойного воспитания и разви- тия. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЗАДАЧИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ Диагностика дошкольников методики отечественной психологии и педагогике давно признана необходимость сис- тематического контроля за ходом психического развития детей. В связи с этим необходимо всестороннее изучение особенностей развития де- тей дошкольного возраста, основных типов нормального и аномального развития в их многообразии. В последние годы в России начали работать психолого-медико-педагогические консультации ПМПК. Эта служба в своей деятельности руководствуется Кон- венцией ООН о правах ребенка, действующим законодательством об образовании Российской Федерации и проектом типового положения о ПМПК. Эта проблема возникла в связи с тем, что во многих странах мира теория и практика в области диагностики психического развития ребенка сводится к тра- диционным принципам и методам, ориентированным на тестирование. Бесспорно, зарубежный опыт заслуживает самого внимательного отношения изучения. А Стребелевой, принципиальным моментом, не допускаю- щим прямого заимствования в этой области, является глубокое расхождение в по- нимании природы психического развития ребенка, его движущих сил и механиз- мов. В настоящее диагностика дошкольников методики в области психолого-медико-педагогической диагностики отечественные исследователи применяют комплексное возрастное изучение ре- бенка с учетом его социальной ситуации развития. Как показывает практика, в первую очередь, такое изучение необходимо детям с легкими нарушениями высшей нервной деятельности, так как отклонения у них 8 сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь позднее — в учебной дея- тельности. Современные методы диагностики отклонений в психическом развитии с ис- пользованием вариантов диагностического обучения разработанные Стребелевой позволяют выявить нарушения в раннем и дошкольном возрасте. Дифференциальная диагностика нарушений в психическом развитии детей име- ет личностно-ориентированную направленность и предполагает проведение соци- ально-психологического анализа условий жизни и развития ребенка. Стребелева отмечает, что есть еще один важный аспект диагностической деятельности — это консультирование. Практика показывает, что у некоторых детей дошкольного возраста наблюда- ются невротические и патохарактерологические диагностика дошкольников методики в поведении — повы- шенная конфликтность и агрессивность, что осложняет межличностные отноше- ния ребенка в коллективе сверстников. В отдельных случаях это связано с небла- гополучными отношениями взрослых в семье, с отсутствием единых требований к воспитанию ребенка, которые не учитывают его личностные, возрастные особен- ности и потребности. И как указывает Стребелева, служба психолого- педагогического консультирования позволяет наметить пути улучшения социаль- ной ситуации развития ребенка, определить условия коррекции его личностных качеств, дает рекомендации по установлению правильных взаимоотношений в семье диагностика дошкольников методики коллективе сверстников. В настоящее время важнейшей задачей психолого-педагогического консуль- тирования является работа с родителями. Известно, что характер семейного воспитания оказывает влияние на становле- ние образа «Я» в детском возрасте, позиции ребенка по отношению к миру. Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценност- ных ориентации, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основу для развития личности ребенка в целом. Отсюда следует, что основной задачей работы с родителями является повышение уровня их психологической грамотности, компе- тентности в области психолого-педагогических знаний о закономерностях разви- тия ребенка. Особую направленность составляет работа с родителями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, в целях разрешения их собственных личностных проблем, накладывающих отпечаток на характер семейного воспитания. СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ Диагностика дошкольников методики отечественной специальной психологии дифференциальная диагностика строится на основе комплексного психолого-педагогического и клинического изучения ребенка. Общеизвестно, что психическое развитие ребенка есть единство биологиче- ского и социального факторов. На каждом возрастном этапе присвоение челове- ческого опыта происходит по-своему, что определяется степенью биологического созревания. На каждом возрастном этапе сочетание биологического и социально- го изменяется, вступает в новые взаимоотношения, что находит свое выражение в сочетании уровней физического и психического развития. Необходимыми усло- виями развития ребенка являются: 1 полноценность и сохранность нейроанатомических структур и тонких фи- зиологических механизмов мозговой деятельности так же как и органов чувств, двигательной системы и, по сути дела, всех других функциональных систем орга- низма ; 2 соответствующая, специально организуемая активная деятельность ребенка во внешней среде. Только в этом случае нормально функционирующий мозг диагностика дошкольников методики возмож- ность формирования любой специфически человеческой способности.

Смотрите также:

Написать комментарий

:D:-):(:o8O:?8):lol::x:P:oops::cry::evil::twisted::roll::wink::!::?::idea::arrow: